С 1 января 2015 года, в Налоговый кодекс были внесены изменения касательно налога на недвижимость. В данной статье наводятся основные аспекты данного налога.
Плательщики налога.
Плательщиками налога на недвижимость являются все лица, которые имеют в своей собственности недвижимость: как физические так и юридические лица, резиденты и нерезиденты.
В тех случаях, когда собственниками одного объекта недвижимости являются несколько лиц, плательщиками налога могут быть как все совладельцы так один из них, все зависит от формы совместного владения имуществом: общая частичная собственность или общая совместная собственность.
Форма совместной собственности является важным аспектом касательно уплаты налога на жилую недвижимость, так как от этого зависит сколько по конкретному объекту недвижимости будет плательщиков налога, один или несколько. А это, в свою очередь, влияет на возможность увеличения размера льготы при уплате налога. Так, если плательщик один, то и льгота в виде квадратных метров (60 кв.м. для квартир, 120 кв.м. для частных домов) для одного объекта может быть применена только одна, но если плательщиков несколько, то каждый из совладельцев имеет право на применение своей льготы для своей части по одному и тому же объекту.
Совместное владение имуществом с определением частей каждого совладельца является общей частичной собственностью. Форма совместной собственности определяется правоустанавливающими документами на недвижимость. Это может быть свидетельство на право собственности, договор купли-продажи, решение суда и др., в правоустанавливающем документе должно быть четко установлено количество совладельцев и размер частей каждого.
Если же, в правоустанавливающем документе не установлены конкретные части каждого из совладельцев, то данное имущество является общей совместной собственностью. Также, общей совместной собственностью является имущество, приобретенное одним лицом в результате общей деятельности нескольких лиц, либо за счет общих денежных средств членов одной семьи. Самым распространенным примером существования совместной собственности в форме общей совместной собственности является имущество, принадлежащее супругам, хотя и приобретенное лишь одним из них.
Если говорить о возможности сокращения размера налога на недвижимость по объекту, который находится в общей совместной собственности, то очевидным вариантом является перевод совместной недвижимости из формы совместной собственности в частичную собственность, путем юридического оформления передачи или выделения в натуре части объекта одного совладельца другому, с выделением конкретных частей. Однако, стоит отметить, что передача объектов недвижимости, как правило, сопровождается нотариальным оформлением и государственной регистрацией, что несет за собой определенные расходы. Поэтому, перед таким шагом, стоит проанализировать целесообразность такого действия.
Объект налогообложения.
Объектами, на которые распространяется действие налога на недвижимость, являются как жилая так и нежилая недвижимость.
Исключениями являются следующие категории объектов недвижимости:
- объекты жилой и нежилой недвижимости, которые находятся в собственности органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также, принадлежащие подконтрольным им организациям и учреждениям;
- объекты, размещенные в зоне отчуждения или отселения;
- здания детских домов семейного типа;
- общежития;
- жилая недвижимость, непригодная для проживания;
- жилая недвижимость, принадлежащая детям-сиротам, детям-инвалидам и др.;
- малые архитектурные формы;
- здания промышленности;
- здания и сооружения сельскохозяйственных предприятий;
- объекты недвижимости, принадлежащие общественным организациям инвалидов и их предприятиям.
Следует отметить, что если раньше, под налогообложение жилой недвижимости подпадала лишь жилые метры, то теперь вся, включая подсобные помещения, гаражи и прочее.
База налогообложения.
Базой налогообложения является общая площадь объекта недвижимости.
Расчет площади объектов, которые принадлежат физическим лицам, будет осуществлять налоговая инспекция исходя из данных, полученных от Государственного реестра вещевых прав на недвижимое имущество.
Расчет площади объектов, которые принадлежат юридическим лицам, будет осуществляться ними самостоятельно.
Льготы по уплате налога.
База налогообложения объектов жилой недвижимости уменьшается на:
- 60 кв.м. для квартир;
- 120 кв.м. для домов.
Стоит отметить, что при наличии у плательщика нескольких квартир или домов, указанная выше льгота применяется только один раз к общей площади всех квартир или домов. В случаи наличия у плательщика и квартиры и дома, льгота в совокупности составит 180 кв.м.
Льготы не предоставляются на следующие объекты:
- объекты, площадь которых превышает пятикратный размер необлагаемой площади;
- объекты, которые сдаются в аренду или используются в предпринимательской деятельности.
Местные советы, своим решением, могут увеличить размер указанных выше льгот для жилой недвижимости, а также установить льготы для нежилых помещений. При этом, критерии по которым будут предоставляться льготы, по сути не указаны. Говориться лишь о том, что для физических лиц льготы на жилую недвижимость будут определяться исходя из имущественного положения и уровня доходов плательщика. О критериях для нежилой недвижимости и вовсе ничего не указано.
Таким образом, каждый плательщик может обратиться в местный совет по местонахождению объекта недвижимости и попросить увеличить существующий размер льготы или установить его. Основанием же для такой просьбы может быть тяжелое финансовое положение плательщика, проживание в помещении нескольких семей, использование помещения для каких-либо общественных мероприятий и т.д. В любом случаи, необходимо помнить, что предоставление дополнительных льгот это право, а не обязанность местных советов, поэтому все будет зависеть от воли ее депутатов.
Также, неурегулированным остается вопрос касательно того, будет ли скидка предоставленная местным советом распространяться на другие объекты плательщика налога, которые находятся в других регионах.
Ставка налога.
Ставка налога для объектов недвижимости устанавливается в процентном соотношении от минимальной заработной платы за 1 кв.м. Ставка налога устанавливается ежегодно местными советами соответствующим решением. Максимальный размер ставки не может превышать 2%, минимальный же не установлен, таким образом, ставка налога может быть и 0%. Размер ставки в границах одного населенного пункта может быть разный и зависеть от местонахождения объекта и его типа.
Оплата налога.
Налог на недвижимость рассчитывается за календарный год.
Физические лица уплачивают налог один раз в год на протяжении 60 дней с момента получения налогового уведомления-решения.
Юридические лица проводят расчет налога самостоятельно и оплачивают его частями, разбив годовой платеж поквартально, на протяжении 30 дней с дня окончания каждого календарного квартала.
Оплата налога по вновь созданному объекту недвижимости осуществляется частично исходя из даты регистрации объекта. В случаи перехода права собственности на объект недвижимости, налог уплачивается старым и новым собственниками пропорционально исходя из даты регистрации перехода права собственности.
Варианты уменьшения размера налога.
Действующее законодательство оставляет не много вариантов возможного уменьшения размера налога на недвижимость.
1. Как уже говорилось выше, стоит проанализировать возможность перераспределения права собственности на объекты недвижимости между членами семьи, с целью максимального использования льгот, в том числе, рассмотреть возможность смены целевого назначения помещения на жилое, учитывая то, что льгота предоставляется исключительно для жилой недвижимости, которая находится в собственности только физических лиц. Однако стоит помнить, что передача прав собственности на объекты влечет за собой определенные затраты, поэтому целесообразность такого шага необходимо внимательно проанализировать.
2. Для любой недвижимости и любого плательщика существует возможность получить дополнительные льготы. Такие дополнительные льготы устанавливаются местными советами по обращению плательщика. Дополнительные льготы могу устанавливаться для конкретных объектов исходя из их особенностей. Поэтому плательщику, который хочет воспользоваться такой возможностью, необходимо обратиться в соответствующие местные советы, собрав перед этим достаточно весомые аргументы для принятия положительного решения.
Смотрите также:
- организация и сопровождение заключения сделок
- регистрация права собственности
- консультации в области недвижимого имущества/земли
- представление интересов в судах